Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 6 » Сурков петр. СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: практика применения ТРИЗ
05:41

Сурков петр. СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: практика применения ТРИЗ





сурков петр



СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: практика применения ТРИЗ

Сурков Петр Павел Владимирович

Директор НОУ "АТРИЗ"

Некоммерческое Образовательное Учреждение "АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИЙ" (НОУ "АТРИЗ")

Москва, ул. Куусинена, д. 21-Б,
URL: http://atriz.ru/ e-mail: info@atriz.ru
тел. (095) 943-36-66, факс. (095) 754-70-07

Инновации в образовании, семинары практикумы по инноватике, программы подготовки специалистов по инновациям в образовании, менеджменте, промышленности. Консультационные услуги, решение инновационных задач, разработка и реализация инноваций, разработка стратегии опережающего развития.


"Страусиная политика" - "зарыть голову в песок и считать себя в безопасности" - вот обобщенный вывод о стратегии развития промышленности России, полученный при проведении более шестидесяти практических семинаров по ТРИЗ за последние годы на промышленных предприятиях в различных регионах страны.

Промышленникам есть смысл "посмотреть на себя со стороны" и самим сделать необходимые выводы, т.к. одновременно с выводом - предлагается, пусть даже одностороннее, но конструктивное решение, подкрепленное успешными практическими результатами.

Поскольку для "высокого прыжка" - нужно отталкиваться "от твердого" - на какую информацию будем опираться?

По официальной статистике - в России с развитием реального сектора все вроде бы благополучно: с 1999 по 2003 годах ВВП увеличивался в среднем на 6,2% в год; с начала этого года ВВП увеличился на 7,1%, реальные доходы населения выросли на 14%; по темпам роста мы превосходим Америку, имеющей рост ВВП всего лишь 2,6% в год.

Пойдем на хитрость - скажем правду: цифры эти - "лукавые".

Действительно, Россия последние 4 года получала суммы, эквивалентные 6,4 - 9,1% ВВП, но:

  • за счет высоких цен на нефть и "падающего" курса евро;
  • уровень доходов населения снижен в два раза и не достигает даже уровня 1990г;
  • если наша экономика за последние четыре года выросла на 236млрд.$, то американская - на 975млрд.$...

Давайте верить своим глазам:
Предстоящее вступление России в ВТО - это выход на международный жесткий конкурентный рынок. Кроме исчерпаемых природных сырьевых ресурсов: нефти, газа, металлов, алмазов и т.п. - предъявить там России практически нечего. А это значит - наша неконкурентоспособная промышленность будет окончательно уничтожена дешевыми и качественными зарубежными товарами.

Следовательно, в оставшееся до вступление в ВТО время все внимание нужно уделить увеличению прибавочной стоимости продукции; резкому и значительному повышению конкурентоспособности наших товаров, повышению эффектности производств - другого выхода просто нет!

Декларируемая цель - выход России на конкурентный рынок, удвоение ВВП за десятилетие - не имеет реального стратегического плана ее реализации.
Судите сами: тринадцать лет страна живет ожиданием инвестиций в промышленность - но их нет, и, как видно из книги Паршева "Почему Россия не Америка?" - и не будет! А если даже предположить невозможное - в страну потоком хлынули инвестиции, - к чему это приведет? - Будут закуплены суперсовременные зарубежные технологии, смонтированы, запущены, и что дальше?! А дальше... - будет выпускаться продукция, которая уже выпускается за рубежом, но с одной существенной поправкой: пока у нас шел монтаж, наладка, организация "серии"… - в это время за рубежом уже начнет выпускаться более совершенная продукция, превышающая по параметрам и свойствам выпускаемую нами.

"Все что функционирует - уже устарело!"

О какой "конкуренции" и выходе на "международный рынок" может %�.��QG�3k!(@a!2и речь?!
Промышленность России, создающая прибавочную стоимость, прогрессивно деградирует. Только признав это, можно принимать действительно эффективные меры. Моральный и физический износ оборудования уже превысил всякие разумные пределы. Продукция неконкурентоспособна. А промышленники по привычке занимаются решением "срочного" - до "важного" руки не доходят...

Какая важнейшая, ключевая проблема мешает промышленности "подняться с колен" и выйти на мировой рынок "без протянутой руки"? В Российской промышленности практически "вымерла" "творческая инженерная элита"!

На любом успешно развивающемся предприятии или в НИИ - глубинную и основную причину успеха всегда создает небольшая и внешне незаметная группа талантливых творческих инженеров, обычно во главе с неформальным лидером.

Это - инициативные, преданные своей работе - конструктора, изобретатели, проектировщики, ученые, маркетологи, менеджеры. Это и есть "творческая элита", обеспечивающая успех развития, конкурентоспособность предприятия. Все остальные кадры предприятия фактически - лишь исполнители идей "элиты".

Опытные руководители успешных производств за рубежом тщательно выращивают и оберегают "элиту". В США существуют даже "менеджеры по опеке элиты", полностью обеспечивающие "элиту" всем необходимым в работе и быту - чтобы она занималась исключительно творчеством!

"Творческая элита" бесценна: США после разгрома фашистской Германии, в качестве трофеев - вывозила не оборудование, а "разработчиков нового эффективного" (как, например, Отто фон Брауна, разработчика ракет ФАУ-1, и др.) вооружения.

А российские промышленные предприятия, между тем - десятилетиями привычно работают на "Третьем этапе" - "стабилизации и стагнации", где "элита": - практически и не нужна: Руководители иногда даже не подозревают, что привычно уделяя все свое внимание "стабильности" предприятия, поставкам сырья и продаже выпускаемой продукции - они работают в мизерной сфере возможностей повышения эффективности - всего 5-4%!

Безразличное отношение к "элите" выработалось у наших руководителей производств исторически: послереволюционная Россия, привлекала для своего развития иностранные капиталы, минуя "Первый" и "Второй" этапы - монтировала на своей территории уже готовое оборудование, под уже разработанные зарубежные технологии, под уже разработанный продукт.

Например, автомобиль ГАЗ-АА, выпускаемый более 30 лет Горьковским автомобильным заводом это американский "Форд-АА" образца 1929г.; Московский "Зис-5" - это "Автокар"; самолет "ЛИ-2" - это "Дуглас".

Эта "традиция" сохранилась и в наше время: автомобили "Жигули" - это итальянский "Фиат-124", выпускаемые на итальянском оборудовании; "Москвич-2140" - это французский "Симка", "Шеви-Нива" - сама говорит о своем происхождении.

Соответственно, наши Вузы готовили (и готовят сегодня) инженеров, ориентированных не на разработку конкурентной продукции, а, в основном, на "копирование" и "обслуживание" функционирующих технологий.

Но сегодня ситуация резко меняется - для подъема промышленности, обеспечения конкурентоспособности - чрезвычайно остро встает проблема массового тиражирования "творцов" - "творческой инженерной элиты".

Рынок жестко требует перехода всех предприятий с "загибающегося", стагнирующего "Третьего" этапа - на "развивающиеся" "Первый" и "Второй" этапы развития. На этих этапах успех определяют только "творцы", а не "исполнители". На каждом развивающемся, ориентированном на конкурентоспособную продукцию предприятии - должны быть свои "Кулибины", "Королевы", "Туполевы"! Но где их взять?! - Ведь, как известно, гением - нужно родиться! - А гении рождаются так редко, что это обстоятельство можно не принимать во внимание.

Общеизвестно, что обучать гениальности - НЕВОЗМОЖНО:

  • Как охотиться на дикого кабана без ружья и капкана?!
  • Нужно схватить его за рыло и задрать голову кверху!
  • Кабан впадает в шок - он никогда в жизни не видел неба!!!
  • Подобный шок испытывают многие, узнав, что в России давно и успешно, "обучают на гения".

Имеется в виду изучение ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г.С. Альтшуллером и его учениками.

Последнее время, в связи с массовой утечкой специалистов по ТРИЗ, подобное обучение началось и за рубежом: в США, Англии, Германии, Франции, Норвегии, Финляндии, Швеции, Голландии, Японии, Южной Корее, Вьетнаме, Иране, Финляндии, Израиле и др.

Но гораздо больший шок вызывает информация об успешном практическом применении в России методологии создания "творческой инженерной элиты" и создания "конкурентоспособного продукта", способного конкурировать с лучшими импортными образцами.

ТРИЗ предназначена для создания конкурентоспособных продуктов и технологий их изготовления и реализации - при минимально возможных затратах - путем подготовки руководящей элиты для решения реальных производственных, организационных, финансовых и маркетинговых задач.

Обучение идет успешно, но существует проблемы, которые обязательно нужно решить еще до вхождения России в ВТО.

Проблема тиражирования ТРИЗ.

В России специалистов по ТРИЗ серьезно готовит единственное на всю Россию образовательное учреждение - АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИЙ. Для охвата обучением ТРИЗ представителей всех предприятий страны нужно, создавать опорные центры обучения во всех регионах.

Несколько центров за два года уже создано: - на МПБК ОЧАКОВО; - на химкомбинате "Пигмент" в Тамбове; - в Кирове; - в Томске, - в Сегеже, - "Красноярске-26", и т.д. Но это - капля в море: Пока не видно четких структур, на которые можно опереться при массовом обучении ТРИЗ.

Многие Торгово-Промышленные Палаты (ТПП) "на словах" горят желанием внедрения ТРИЗ в свои регионы, но на деле только две региональные ТПП организовали массовое обучение - провели 16 семинаров. Периодически организуют семинары в регионах: УДЦ, региональные городские власти, участники "Международной Ассоциации ТРИЗ" и др.

Сегодня наиболее массово идет "стихийное" обучение ТРИЗ по персональным заявкам в АТРИЗ предприятий из разных регионов страны. Это дает явное преимущество "обученным ТРИЗ" предприятиям, но - как быть с остальными?! Ведь у "обученных" наблюдается тенденция к "засекречиванию" и "корпоративному использованию ТРИЗ", к "замалчиванию" информации о ТРИЗ - для создания "для себя" конкурентного преимущества.

Короче - проблема массового обучения ТРИЗ пока не решена. В этом вопросе необходим совет объединившегося по интересам возрождения промышленности "директорского корпуса".

Проблема "изменения менталитета директоров".

Адаптированная ТРИЗ, резко и значительно повышая эффективность промышленного производства, налагает одновременно большую дополнительную нагрузку на руководителя. Ведь, иногда, приходится менять организационную структуру производства; загружать целевой работой созданную вновь "инженерную элиту", отвлекать кадры на обучение, и т.д. Правда, после 2000г. эта проблема возникает все реже: на смену "старого" поколения директоров, работающих нередко по принципу: "Лучшее" - враг хорошего!" (а "худшее" - друг?!) наконец-то приходит молодое, энергичное, деловое и очень восприимчивое к ТРИЗ! Молодые директора, ориентированные на значительное развитие предприятия, с пониманием относятся к абсолютной необходимости внедрения ТРИЗ в производство.

Ироническая фраза: "Реструктуризация - это процесс совершенствования предприятия, в котором слово "ускорение" заменено синонимом "разгон" - теряет мрачный смысл - ведь внедрение ТРИЗ - это: выход на "конкурентоспособный продукт", создание новых рабочих мест, рост оплаты труда, решение социальных вопросов.

Если еще два года назад директора с очень большой подозрительностью и недоверием относились к возможностям ТРИЗ, то теперь о результатах обучения ТРИЗ легко узнать у "обученных"; да и программа обучения ТРИЗ совершенно "прозрачна" для контроля.

Но все же настороженность у "новичков" пока остается:

  • "в потоке лжи правда всегда выглядит голой".

Проблема с проектировщиками.

Очень редко пока на семинарах по ТРИЗ появляются представители проектных и конструкторских организаций (очевидно - в связи с большой загрузкой на работе). Это - чрезвычайно опасная тенденция! В результате массового развала НИИ и КБ в России, конструктора и проектировщики стали "дефицитом ".

Отсутствие конкуренции в проектировании приводит к снижению качества проектов и "халтуре", что неоднократно подтверждалось при проверке качества "готовых проектов" (причем, эффективность альтернативных проектов, предложенных консультантами Академии, всегда была повышена во много раз!). Поэтому представитель заказчика, владеющий ТРИЗ - это надежная защита от "халтуры" в проектах, созданных сторонними организациями. - Но лучшим выходом было бы массовое обучение ТРИЗ ведущего конструкторского состава.

Следует отметить, что конструктора и проектировщики обычно изучают ТРИЗ с огромным энтузиазмом. Не редки случаи, когда конструктора берут отпуск "без содержания" только для того, чтобы попасть на семинары по ТРИЗ, т.к. их не отпускают с работы.

Проблема с Вузами.

Многолетние попытки использования существующих "учебных структур", в частности - технических Вузов и Институтов Повышения Квалификации (ИПК), для обучения ТРИЗ - окончились неудачей.

Обучение велось: в МАИ; в Бауманском унаверситете; в МИИТе; в четырех Московских ИПК. В Московском Государственном Индустриальном Университете (МГИУ) создан факультет "инженерного творчества". Однако реальной отдачи от такого обучения (в отличие от обучения ТРИЗ на действующих предприятиях) - не видно.

Объяснить это можно слабой мотивацией студентов на "творчество"; оторванностью Вузов от реальных производственных интересов; устаревшими целями и принципами обучения Вузов. Очевидно, структура высшего технического образования традиционно отлажена и настроена на изучение и запоминание "готового", и сопротивляется "творческому", требующему "эффективного результата при активном столкновении с реальностью". Возможно, нужна коренная реформа Вузовского образования для подготовки "инженеров-творцов", настроенного сегодня на подготовку "инженеров - исполнителей".

Поэтому сегодня, "АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИЙ" сосредоточилась на подготовке творческой элиты исключительно из среды специалистов уже имеющих опыт работы на действующих предприятиях и столкнувшихся с реальными проблемами производства, которые не решаются стандартными методами.

Общей проблемой, выявляемой при опросах на семинарах, для большинства Руководителей предприятий является: острый дефицит менеджеров служб, умеющих успешно работать в условиях дефицита ресурсов.

Вот обобщенный "фоторобот" менеджера, о которых мечтают директора: "инициативный" (самостоятельно находит новые возможности развития предприятия); "эффективный" (достигает наибольшего эффекта с наименьшими затратами); "ответственный" (обязательно выполняет поставленные задачи); "самостоятельный"; "преданный производству"; "трудолюбивый"; "умеющий решать трудные проблемы", т.е. перечисляют характеристики, присущие "специалистам по ТРИЗ". Руководители интуитивно чувствуют, что им необходима "творческая элита", но как ее получить - они не знают. Для отделов кадров - это тоже неразрешимая задача.

Творческие кадры нужно выращивать самим - путем внедрения на производстве обучения специалистов по ТРИЗ! Именно на этом сейчас сосредоточены усилия АКАДЕМИИ ИННОВАЦИЙ (НОУ "АТРИЗ").

Стратегия опережающего развития - зарубежный опыт применения ТРИЗ.

В связи с невостребованностью инноваций в условиях передела собственности постперестроечной России, подавляющее большинство специалистов по ТРИЗ были вынуждены выехать на Запад. И это можно считать невосполнимой потерей творческого потенциала нашей страны.

Но ТРИЗ прошла закалку в условиях жесткой рыночной конкуренции. Об успехе применения ТРИЗ говорят следующие факты: Первое знакомство с ТРИЗ в компании KODAK произошло в 1987 году - в начале 90-х на рынок фотоуслуг вышла Кодак-Экспресс; в компании NOKIA проведен семинар по ТРИЗ в 1989 году ? все 90-е годы компания являлась лидером на рынке мобильных телефонов.

За прошедшее десятилетие ТРИЗ прижилась в таких компаниях как: Glaxo (Международная фармацевтическая компания), DSM (Дания. Химическая корпорация), BAE (Великобритания. Авиакосмическая корпорация), Rolls-Royce, Gillette. Проведена подготовка специалистов в компаниях: Boeing; Ford; General Electric; Hilti - Liechtenstein; Intel; Microsoft; Motorola; Siemens; SIG - Switzerland; Tetra Pack - Sweden; United Technologies; Velux - Denmark; Xerox и др.

В компании SAMSUNG в результате работы постоянной группы специалистов по ТРИЗ, в 2003 году образовалась внеплановая прибыль в размере четырех миллиардов долларов!!! Но наибольший интерес представляет опыт использования ТРИЗ в компании Procter & Gamble, где за несколько лет прошли подготовку по ТРИЗ более 1200 специалистов. Со слов Тима Тугуда (Tim Toogood), директора отдела инноваций, компании Procter & Gamble, на сегодняшний день в компании разработана стратегия опережающего развития по каждому из выпускаемых продуктов на 200 лет вперед, при условии обновления продукции дважды в год.

ИТОГ

Россия сегодня может и должна успешно конкурировать на мировом рынке, при условии освоения и внедрения инноваций. А лучшим (из известных в мире) инструментом по разработке и реализации новшеств является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). При помощи ТРИЗ, за одно десятилетие, можно увеличить ВВП не в два, а пять и более раз.

Подготовку специалистов по ТРИЗ ведет АКДЕМИЯ ИННОВАЦИЙ




Источник: www.subcontract.ru
Просмотров: 453 | Добавил: yoppow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz