Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Август » 28 » Количество часов на ставку в младшей школе 18. Сколько стоит учитель?
03:28

Количество часов на ставку в младшей школе 18. Сколько стоит учитель?





РЕЗОНАНС

Сколько стоит учитель?

Среди различных проблем общественной жизни страны наибольший интерес у меня вызывают проблемы системы образования. Сказываются 40 лет работы в этой сфере. Особенно внимательно слежу за появляющимися в средствах массовой информации материалами, посвященными нынешним проблемам нашей школы.

Не стала в этом плане исключением и опубликованная в “Народной Воле” №27 от 5 апреля под броской рубрикой “Задумайтесь...” статья кандидата исторических наук, доцента Леонида Цыганкова “Труд учителя должен цениться так, как он ценился в 1913 году”. Нельзя не приветствовать стремление автора привлечь внимание общественности к одной из злободневных проблем — престижу профессии учителя в нашем обществе. Для меня эта проблема особенно близка, так как с 1996-го по 2002 год ею приходилось предметно заниматься, работая в должности председателя областного комитета отраслевого профсоюза.

10 миллионов и туалет за сараем

Реалии ныне таковы, что выдвинутый известным классиком на заре Советской власти лозунг “Учитель должен быть у нас поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не будет стоять ни в одном буржуазном обществе”, в полной мере реализован. Правда, с точностью до наоборот. О чем свидетельствуют приведенные Л.Цыганковым статистические данные о средней зарплате учителя в нашей стране и в странах “капитала”. Не прибавляет оптимизма и тот факт, что, имея два десятка лет назад одинаковую оплату педагогического труда от Бреста до Сахалина, белорусский педагог ныне все больше отстает от своих собратьев по Таможенному союзу — России и Казахстана. Вместе с тем со многими положениями статьи Л.Цыганкова не могу согласиться. Что, собственно говоря, и понудило меня сесть за компьютер.

Во-первых, сравнительная оценка труда и получение образовательной лицензии www.piterlaw.ru нынешнего белорусского учителя и его российского собрата столетней давности мне представляется не совсем корректной. Даже если согласиться с тем, что, исходя из золотого эквивалента, 27 рублей 1913 года равны 9,5 млн нынешних белорусских “зайчиков”. Две в значительной мере отличающиеся друг от друга эпохи. Технический прогресс и совершенно разные формы и условия труда. Значительное увеличение доли интеллектуального труда в сравнении с трудом физическим. Исчезновение одних профессий и появление новых. Переход от массовой неграмотности населения к всеобщему среднему образованию. Профессия педагога стала массовой. Наш предок в начале прошлого века не мечтал о покупке холодильника, телевизора, компьютера, автомобиля и т.д. Сравнение поэтому весьма условно. Кроме того, цена труда учителя — это не только его “денежное довольствие”. Это и престиж педагогического труда в обществе, и принимаемые государством и обществом меры по моральному поощрению работников сферы. Почему многие, зачастую высокопрофессионально подготовленные, учителя уходят из школы? Причин много: абсолютное бесправие учителя, рабская контрактная система, огромный объем никому не нужного бумаготворчества, привлечение педагогов к выполнению несвойственных им функций. В какой еще стране учителей понуждают заниматься противоправной, скажем прямо, преступной деятельностью — фальсификацией итогов избирательных кампаний?

А что ждет молодого специалиста, как правило, девушку, в сельской школе (84 процента работающих в школе педагогов — женщины)? Бытовая неустроенность (съемная квартира, туалет за сараем, холодная вода в колодце, с горячей проблемы), ограниченные возможности общения, трудности профессионального роста, плохое транспортное сообщение. Весьма мрачное будущее.

Простая математика

Оценивать труд учителя, как мне представляется, следует с учетом этих и многих других параметров. Не соответствуют действительности, как мне представляется, ряд других умозаключений Л.Цыганкова. Процитирую второй абзац его заметки: “По закону и нормативам ставка учителя в неделю утверждена — 18 часов работы. Но среднемесячная зарплата учителя в 3 млн 279 тысяч выдается, если учитель работает в неделю 23 часа. То есть обман заключается в том, что учитель работает на 1,4 ставки, а получает одну ставку. 0,4 ставки оседает у кого-то в кармане. Более того, в 1970—1980-е годы ставка учителя была не 18, а 16 часов. А зарплата составляла 150 процентов от средней зарплаты по стране”.

Не могу согласиться ни с одним из приведенных здесь утверждений.

Во-первых, ставка учителя в неделю — 18 часов работы. 18 часов — это учебная нагрузка учителя (18 уроков в неделю). Его рабочая неделя при такой учебной нагрузке составляет 36 часов. В нее включены подготовка к урокам, проверка тетрадей, организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися, дежурство по школе, работа с родителями, участие в работе методических объединений и т.д. Эта работа жестко не регламентирована и в каждом конкретном случае организуется в соответствии с планом работы школы и личным планированием педагога. Во-вторых, 23 часа учебной нагрузки — это не 1,4 ставки, а 1,28 (23:18). В-третьих, ставка учителя в 18 часов была установлена в 1936 году и никогда не опускалась ниже этой планки. В том числе в 1970—1980-е годы. Равно как и зарплата учителей не достигала не то что 150 процентов, но даже 100-процентного рубежа средней по стране.

И, наконец, утверждение Л.Цыганкова о массовом обмане учителей при выплате зарплаты. Обвинение очень серьезное. Произведем несложные арифметические действия. 0,4 ставки среднестатистического учителя — это 1.311.600 рублей (3.279.000х0,4). Согласно статистическим данным Министерства образования, в текущем учебном году в общеобразовательных школах страны работает 107.645 учителей. Таким образом, по мнению автора, незаконно “оседает у кого-то в кармане” 141.187.182.000 рублей, или 16,5 млн долларов США. И это за месяц. За год набегает сумма в 1,694 триллиона рублей. Это уже махинации в особо крупных размерах. Естественен вопрос: почему безмолвствует Следственный комитет? Ответ прост: ничего подобного на практике не существует. Причина заблуждения Л.Цыганкова, как мне представляется, заключается в том, что он в своих умозаключениях взял за основу вузовскую систему оплаты труда работников и автоматически перенес ее на общеобразовательную школу. В школе же она совершенно иная.

Ежегодно перед началом учебного года в каждом общеобразовательном учебном заведении производится тарификация педагогических работников школы. Утверждается учебная нагрузка каждого учителя и в соответствии с нею, его образованием, квалификацией, стажем работы определяются размеры оплаты его труда.

Вспоминаю начало своей трудовой деятельности, когда моя учебная нагрузка в сельской средней школе на Столинщине при норме 18 составляла 41 час физики. При оплате тогда ставки в размере 66 рублей начисленная мне зарплата составляла более 140 рублей. Зависимость уровня заработной платы от количества учебной нагрузки приводит к стремлению большинства учителей заполучить побольше “часов”. Отсюда и анекдот: грабителю, который напал на учителя и потребовал отдать часы, тот отвечает: “Часы” не отдам, забирай классное руководство!” Другое дело, что механизм распределения учебной нагрузки весьма несовершенен. К минимуму сведена роль профсоюзных комитетов, призванных защищать права и интересы своих членов. Подобная ситуация и при распределении премиального фонда, составляющего 20 процентов от фонда оплаты труда. Во многих случаях эти вопросы решаются келейно, главным образом единолично руководителями образовательных учреждений.

Сталин как благодетель

Неточен Л.Цыганков и при постановке других проблем. Реформы в системе образования и оптимизация сети образовательных школ — это разные вещи. Нельзя смешивать общее с частным. При ежегодном утверждении сети учебных заведений в каждом регионе ставится цель не сохранить бюджетные средства, как он утверждает, а рационально их использовать. Процесс сокращения числа сельских школ — естественный процесс. Постоянно уменьшается численность сельского населения. Не задерживается на селе молодежь, вследствие чего резко уменьшается рождаемость и количество детей школьного возраста. Приведу лишь один пример. Если в 1970 году в Брестской области функционировало 1411 учреждений общего среднего образования, то в текущем учебном году их осталось только 573. Сказанное означает, что за эти годы в 838 населенных пунктах области перестала функционировать школа. Умирает деревня, сколько бы ни утверждалось обратное и ни показывалась по каналам БТ “квітнеючая беларуская вёска”. Когда численность детей в школе приближается к численности педагогического и обслуживающего персонала, а в классе 1—3 ученика, содержать такую школу накладно для бюджета. Это процесс очень болезненный, и решение его в каждом конкретном случае сопряжено с рядом негативных моментов. Недостаток общественного и специального транспорта для подвоза детей, плохие дороги, сложности с трудоустройством теряющих работу педагогов — далеко не полный перечень проблем, требующих решения.

Не следует болезненно реагировать на высказываемые предложения по “укрупнению классов” до 30 человек. В соответствии с п.13 статьи 158 Кодекса об образовании РБ, вступившего в силу с сентября 2011 года, наполняемость классов не должна превышать в 1—4-х классах — 20 учащихся, 5—11-х — 25 учащихся. Судя по отчетным данным, эти нормативы в основном соблюдаются. По Брестской области в текущем году средняя наполняемость 1—11-х классов составила 16,2 ученика, а в сельских районах она еще ниже: Барановичский район — 8,8, Пинский — 10,2, Ляховичский — 11 учащихся.

Нехорошо спорить с кандидатом исторических наук по фактам, связанным с историческим прошлым. Но никак не могу согласиться с утверждением Л.Цыганкова: “Даже Сталин понимал, какую роль в обществе играют педагоги! В те годы было установлено достаточно высокое денежное содержание педагогических кадров... Учитель имел зарплату на 150 процентов выше зарплаты квалифицированного рабочего”. Откуда все это?! Приношу извинения за некоторые биографические подробности, но помню уровни зарплаты мамы, проработавшей с 1938-го по 1972 год (исключая период оккупации) учительницей начальных классов сельской школы. В сравнении с колхозниками, которые практически не получали ничего, зарплата учителя была явно выше. Но далеко не на 150 процентов выше того, что получал квалифицированный рабочий. Кстати, на 150 процентов выше означает, что зарплата педагога выше зарплаты квалифицированного рабочего в 2,5 раза. В моем понимании, Сталин не заботливый благодетель, а кровавый палач, несущий личную ответственность за массовые репрессии против народа своей страны. Среди жертв режима на территории Беларуси цвет интеллигенции, в том числе и учителей. Проанализируйте списки репрессированных в 1930-е годы, опубликованные в газетах, в том числе и в “Народной Воле”.

Вместо комментария

Можно было бы и дальше продолжать цитировать весьма спорные утверждения автора: “От ученых и педагогов требуют создавать не интеллектуальный продукт, а в первую очередь коммерческий” или “Детей учат брать пример не с ученых, врачей, летчиков, а с деятелей шоу-бизнеса” и т.д. Непонятно, кто требует, кто учит?

В этом плане проблемы совершенно иные. Но это тема отдельного разговора.

Николай КОВШ,

кандидат педагогических наук, член Национального комитета Объединенной гражданской партии.

Брест.

Тэмы:


Источник: nv-online.info
Просмотров: 640 | Добавил: yoppow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz