Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 1 » Машина грамма. 4 апреля родились...
06:04

Машина грамма. 4 апреля родились...





машина грамма

4 апреля родились...

Среда, 04 Апреля 2012 г. 06:44 + в цитатник
 (564x698, 104Kb)
1823
Уильям Сименс (Wiliam Siemens; настоящее имя - Карл Вильгельм Сименс)
рожденный в Германии британский металлург и изобретатель. Родился в деревне Ленте, в настоящие дни часть Гердена, Ганновер, Германия, где его отец, Кристьян Фердинанд Сименс (31 июля 1787 — 16 января 1840), был землевладельцем, сдававшим имения в аренду. Его мать была Элионора Дейчмен (1792-8 июля 1839). Вильгельм был четвёртым сыном (из четырнадцати) в семье. Он был братом Вернера фон Сименса и Карла Генриха фон Сименса. 23 июля 1859 года, Сименс женился на Энн Гордон, младшей дочери писателя мистера Иосифа Гордона и брата профессора инженерии Университета Глазго Льюиса Гордона. Вильгельм говорил что 19 марта этого года, он дал клятву на верность двум дамам в один день — Королеве и своей возлюбленной. За несколько месяцев до своей смерти он был посвящён в рыцари. Вильям скончался в понедельник 19 ноября 1883 года вечером в девять часов, и был погребён через неделю — 26 ноября на кладбище Кенсал Грин. Сименс обучался на инженера-механика. Создавая свои изобретения, Сименс опирался на уже существующие знания о тепле и электричестве, именно таким образом, он создал первый электрический термометр. Созданный им электрический пирометр, первое изобретение Вильгельма, связывал две области в которых он вёл исследования - металлургическую и электрическую. Однако самым ивестным, самым важным изобретением и великим достижением его жизни было создание регенеративной печи. Это изобретение привело в дальнейшем к созданию мартеновской печи. Воодушевлённый идеей поиска неограниченных источников энергии, он предлагает гипотезу о том, что Солнце выделяет тепло путём циркуляции топлива в космосе, позже перепечатывает книгу «В защиту солнечной энергии», вызвавшую споры в научных кругах.

 (544x699, 47Kb)
1826
Самуэль Боден (Samuel Standidge Boden)
английский шахматист и издатель. Автор книги "A Popular Introduction to the Study and Practice of Chess" (1851). Известность получили варианты Бодена, Бодена-Кизерицкого, Бодена-Макса Ланге, мат Бодена. Умер 13 января 1882 года.

 (473x699, 68Kb)
1826
Зеноб Теофиль Грамм (Znobe-Thophile Gramme)
знаменитый изобретатель названных его именем магнито- и динамоэлектрических машин, по происхождению бельгиец, состоял модельщиком на заводах французского общества «Alliance», изыскивавшего лучшие способы устройства магнитоэлектрических машин для разложения воды. В 1870 году Грамм независимо от флорентинского профессора Антонио Пачинотти, предложившего тот же принцип ещё в 1860 году, изобрел названную его именем систему обмотки якорей динамоэлектрических машин, давшую впервые возможность промышленным образом добывать электрический ток. 17 июля 1871 года французский физик Жюль Жамен представил машину Грамма парижской академии наук, в 1873 году Грамм был награждён золотой медалью на выставке в Вене, в 1875 году — медалью общества поощрения развития электротехники; в 1876—1876 г. основалось общество «Societ des machines Gramme» для эксплуатации изобретения Грамма; в 1878 году впервые машины Грамма применены были для освещения Парижа. Умер 20 января 1901 года.

 (585x699, 98Kb)
1827
Джозеф Листер (Joseph Lister)
крупнейший английский хирург и учёный, создатель хирургической антисептики. Учитывая, что аналогичные идеи И.Ф.Земмельвайса, высказанные на 20 лет раньше, не встретили понимания, именно к Листеру фактически восходит современная антисептика. В честь Джозефа Листера был назван род бактерий листерия (Listeria), включающий патогенный для человека вид Listeria monocytogenes. Родился в графстве Эссекс, Англия. Джозеф окончил в 1852 году Лондонский университет со степенью бакалавра медицины. После окончания университета был назначен в колледже университетской больницы на должность резидент-ассистента. Через некоторое время Джозеф переехал в Эдинбург, где устроился на работу в клинику Сайма. Именно в это время были впервые опубликованы его лекции 1854—1855 годов по клинической хирургии, которые посвящёны в основном офтальмологии. Хирургом Листер стал лишь в 1858 году, устроившись на эту должность в Королевскую больницу Эдинбурга. Примерно в это же время он начал преподавать хирургию в университете. В 1860 году Джозеф в Глазго получил звание профессора хирургии. До 1877 года Листер работал в Эдинбурге, после чего по приглашению переехал в Лондон для работы в Королевской больнице Лондона. Здесь он также вел преподавательскую деятельность вплоть до 1882 года. В 1896 году Листер, заметный учёный, почётный член многих университетов и научных обществ, был назначен на должность председателя Королевского медицинского общества. Умер в графстве Кент 10 февраля 1912 года.

Leer_Genrich_Antonovitch (494x700, 89Kb)
1829
Генрих Антонович Леер
генерал от инфантерии, профессор военного искусства. Родился в Нижнем Новгороде. Учился в Санкт-Петербурге в Ларинской гимназии и 19 августа 1844 года поступил кондуктором в кондукторскую роту Главного инженерного училища. 13 июня 1848 года был произведён в прапорщики полев. инженеров с оставлением при училище для прохождения курса офицерских классов. Хотя военная история преподавалась в Инженерном училище неудовлетворительно, Леер настолько увлекся ею, что даже стал переводить с французского известные сочинения Роконкура по истории военного искусства. Однако знаменитый Остроградский, преподававший математику в училище и любивший беседовать с Леером о военной истории, сказал ему по этому поводу: «Никогда не переводи, если можешь написать что-нибудь мало-мальски самостоятельное». На действительную службу Леер был выпущен в 1850 году и в том же году переведен в 3-й резервный сапёрный батальон (впоследствии 11-й сапёрный), с которым в 1851 году принял участие в походах и делах с горцами на Кавказе; 1 февраля 1851 года получил чин подпоручика. В 1852 году он поступил в Императорскую военную академию. В те времена наука в академии стояла не особенно высоко. В тактике преобладало «практическое» направление, приводившее к господству устава и характеризовавшееся торжеством «красносельских» боевых построений, составлявших анахронизм после наполеоновских войн; преподавание теории военного искусства сводилось: а) к обширному, чисто фактическому курсу военной истории, обнимавшему описание всех войн, начиная с древнего мира; эти описания профессор А.П.Карцев иронически называл «вензелями, которые армии выписывали ногами», офицеры же — «наукой о том, кто куда пошел»; и б) к обзору выдающихся сочинений по стратегии, исключительно в догматической форме. Младший «теоретический» курс Леер прошел отлично; но в старшем, «практическом», работал недостаточно, главным образом, вследствие домашних обстоятельств (женитьба); кроме того, он не был искусен в черчении. Вследствие всего этого в 1854 году Леер кончил курс лишь успешно и был назначен старшим адъютантом в штаб командующего войсками в Эстляндии. По окончании Восточной войны Леер был назначен состоять при департаменте генерального штаба. С этого времени и началась ученая и педагогическая деятельность Леера — больше он уже не соприкасался на практике с войсками, и только огромная умозрительная сила и обширная эрудиция позволили ему избежать значительных промахов в его военно-научных трудах. Необыкновенная способность к обобщениям и классификации сказалась у Леера уже во время кратковременной его службы в департаменте генерального штаба. Однажды ему приказали сделать работу, весьма сложную и объемистую, которая в прежние годы требовала много труда и времени. К удивлению начальства, Леер принес ее готовой уже через несколько дней; оказалось, что весь обширный текст он изобразил в виде таблиц с примечаниями, благодаря чему содержание работы было исчерпано полностью. В то же время Леер преподавал в военно-учебных заведениях. После Восточной войны число слушателей в академии генерального штаба сильно увеличилось; под влиянием веяний времени в военном обществе также развился дух строгой, даже беспощадной критики; явились запросы на новое, жизненное. Преподавание тактики всей тяжестью лежало на одном профессоре, подполковнике Мезенцеве, который, при всей его добросовестности, не был в состоянии справиться с непосильной задачей и пригласил к себе в помощники штабс-капитана Леера, который в 1858 г. был назначен исполняющим дела адъюнкт-профессора. Диссертацией послужила ему превосходная работа «О боевых порядках пехоты», поставившая вопрос на совершенно новые основания. В то же время Леер был приглашен в Инженерную академию читать курс военной истории. Так как курс этот был поставлен слабо и не заключал в себе ничего поучительного собственно в инженерном отношении, то в 1860 г. Леер предложил новую программу, которая и была утверждена конференцией. Целью курса ставилось уяснение путем критического исследования наиболее замечательных исторических фактов: значение укреплений, крепостей, укреплённых лагерей, оборонительных линий и прочих средств военно-инженерного искусства, а равно связь и зависимость их от прочих элементов военного искусства. Широко намеченная программа исполнялась Леером по частям в течение нескольких лет. В журналах («Военный Сборник», «Инженерный Журнал») начали появляться статьи Леера, составлявшие этюды намеченных им крупных работ: «Несколько слов о современном состоянии полевой фортификации»; «Несколько слов о связи полевой фортификации с тактикой и о более рациональном изучении тактического отдела полевой фортификации»; «Фортификационные боевые порядки. Предмет и объем полевой фортификации»; «О значении укреплений вообще и в особенности крепостей, укреплённых лагерей, оборонительных линий, по отношению их к современному состоянию военного искусства»; «Приготовление театра военных действий в инженерном отношении»; «Действия армии в сфере крепостей». Все эти статьи своей новизной давали повод к спорам и обсуждениям даже в далеких уголках России. Сильное впечатление произвела большая статья Леера: «Влияние нарезного оружия на современное состояние тактики» — настоящая диссертация, уяснившая значение нового тогда могучего средства в военном деле. Заглавия некоторых статей Леера, выражавшие в нескольких словах чуть ли не всю сущность вопроса, сделались ходячими афоризмами: «Кто обходит, тот сам обойден»; «Всякому маневру отвечает контр-маневр, если только минута не упущена». Статьи «О боевых порядках», «О позициях», «Тактика и уставы», «Форма и дух линейной и перпендикулярной тактики, противопоставленные друг другу», «Основные начала организации в применении к высшим тактическим единицам» явились целым откровением. В 1865 г. полковник Леер был назначен инспектором классов во 2-м военном Константиновском училище и со свойственным ему стремлением к творчеству ввел совершенно особую (позаимствованную за границей) систему преподавания, получившую по своей оригинальности название «Лееровская». Учебники были отменены, по каждому предмету назначалось обыкновенно по 2 лекции подряд; первая из них посвящалась чтению, а вторая разъяснению и составлению каждым юнкером конспекта в обработанном виде; конспект должен были заменить учебник при подготовке к репетициям и к экзамену. Эта система, прекрасная по замыслу, требовала отличного состава преподавателей и соответственного ведения всего учебного дела. Однако таких преподавателей было мало, а некоторые даже не разделяли убеждения Леера в целесообразности подобной системы. Она существовала, пока Леер были инспектором, но в 1867 году он были командирован во Францию и Германию для осмотра военно-учебных заведений, а затем в Сербию во главе военной комиссии для реорганизации ее вооружённых сил, и спустя некоторое время от его системы отказались вовсе. Да и сам Леер в 1866 г. издал учебник «Записки тактики для военных училищ». Этот труд, составленный и напечатанный под давлением потребности, спешно (неск. месяцев), заключал т. н. «2-ю» часть курса тактики. Чрезвычайно ясное изложение предмета на строго научных основаниях сделало книгу Леера драгоценной для армии; она осталась таковой и до сих пор, но составляет библиографическую редкость. 2-е издание этого труда под названием «Прикладная тактика», вернее, совершенно новый труд, появилось в виде обширного академического курса 2-мя книгами в 1877 и 1880 гг. Академический курс были совершенно необходим, так как предшествовавшее академич. руководство профессора Горемыкина было издано в 1848 г. и не только не годилось по своей устарелости, но и по самому методу изложения, описательному, то есть, по словам Леера, «описывалось большей частью принятое в известное время решение того или другого вопроса, и затем теория призывалась на помощь для оправдания его и нередко для восхваления». Нарезное оружие, новая артиллерия, огромные армии, опыт войн 1870 и 1877 гг. дали обширный новый материал для суждений и породили «сильное умственное брожение», выразившееся в необъятной литературе по тактике. Леер считал необходимым сделать для офицеров всей армии прежде всего сводку, сопоставление и критич. разбор взглядов на рацион. решение того или друг. тактич. вопроса; особенно же это было необходимо для слуш-лей академии. При исследовании разл. вопросов курса Л. применил научный метод — для уяснения принципиал. стороны дела и сравнительный — для уяснения влияния обстановки на решение одного и того же вопроса, как в соврем. эпохе, так и во времена минувшие (исторический метод). Дабы такое философ. изложение не страдало излишней отвлеченностью, он ввел целый ряд исторических примеров и разнообразных задач, придавших изложению характер конкретности. Таким образом, курс получился одновременно практический, «аппликационный». Однако Лееру удалось избежать недостатка его предшественников, у которых устав вводился в тактику в широких размерах и подчинял ее себе; он устранил устав, ограничившись разбором свойств разл. уставн. типов и оценкой приемов построений и движений. Он не увлекся, подобно другим, излишеством в историч. примерах и поставил себе правилом «не приводить факта ради факта, а лишь для уяснения идеи и притом насколько то необходимо для ее уяснения». Классификацию научного материала он принял лишь естественную, вытекающую непосредственно из сущ-ти дела и чуждую всякой искусственности, усложнения и произвола. В деле классификации Леер был великий мастер. Весь курс он разделил на 4 отдела: бой, движение, покой, употребление войск в некоторых частных случаях (фуражировки, сопровождение транспортов, употребление войск при блокаде крепостей, рейды). К сожалению, он успел окончательно разработать только первый отдел, да и то без 2 последних глав: о сражениях и об управлении войсками в бою. Правда, что он коснулся всех отделов курса в «Записках тактики для военных училищ» и в журнальных статьях и отдельных брошюрах, но это было только началом разработки упомянутых отделов. Выход в свет «Прикладной тактики» знаменовал собой важную стадию в развитии тактики как науки; ничего подобного ни в нашей военной литературе, ни в иностранной не было и нет до сих пор. Преемникам Леера по кафедре оставалось разрабатывать начатый им курс в указанном им направлении, по принятым им методам и по составленной им программе. Но этого не случилось, монументальный труд остановился в своем начале; впрочем, автор дал действительно наиболее важную и наиболее трудную часть курса. Так как в тактике научный материал для лучшего его изучения расчленяется, то для уяснения тактики в целом, для создания цельной картины всего сражения с его подготовкой и последствиями Леер считал необходимым дать подробное описание с критическим разбором какого-либо поучительного, типичного сражения из времен, наиболее к нам близких. С этой целью он напечатал «Сражение при Верте 6 августа 1870 г.». Эта брошюра, составленная со свойственным Лееру талантом, является существенным дополнением к курсу тактики. Если Леер сделал много в тактике, то все-таки главным его трудом является «Стратегия». Он начал ее читать в академии генерального штаба в 1865 г., после того как закончил свою профессорскую деятельность М.И.Богданович; Леер предложил новую программу предмета, которая была принята академией. В сущности, курс уже был намечен ранее — это курс, который читал Леер в Инженерной академии в форме критическо-исторических разборов; оставалось только отметить в них, сверх инженерной стороны, тактическую, административную и политическую. Мысли свои о разработке и постановке курса стратегии Леер выразил в журнальных статьях: «О значении критической военной истории в изучении тактики и стратегии», «Теоретические масштабы», «Положительная военная наука». С тех пор он занимался разработкой стратегии до конца дней, издавая статьи и брошюры как этюды, запечатлевшие ход его работы и распространявшие истинные понятия о стратегии в военной среде. Таковы «Стратегия — наука и стратегия — искусство»; «Значение подготовки к войне вообще и подготовит. стратегических операций в особенности»; «Стратегическое значение железных дорог»; «Значение принципа деятельности на войне»; «Основные истины, дающие жизнь искусствам»; «Сущность горной войны»; «Синтез тактики — бой и бойня, искусство и ура»; «Сложные операции и управление массовыми армиями». На первых же порах нужно было дать слушателям академии генерального штаба руководство; Леер очень быстро составил «Записки стратегии» и в 1867 г. напечатал их в «Военом Сборнике» под заглавием «О современном состоянии стратегии» с целью «воспользоваться замечаниями компетентных лиц» относ-но этого нового способа изложения науки. Замечаний, однако, не последовало никаких. Второе, переработанное издание этого труда вышло в 1869 г. под заглавием «Опыт критическо-исторического исследования законов искусства ведения войны (Положительная стратегия)». Сочинение наделало шум; особенно смущало многих, что Леер смело возвел стратегию в число положительных наук. Европейский военно-ученый мир обратил внимание на автора как на выдающегося мыслителя и писателя; его начали переводить на иностранные языки; вскоре королевская шведская академия военных наук избрала его своим членом. В последовавших изданиях (1-я часть выдержала 6 изданий), Леер расширял, дополнял, совершенствовал свой труд, который окончательно вышел в 1898 г. в 3 частях:
1) главные операции (трактат об операционных линиях);
2) подготовительные операции (база, сосредоточение к ней войск и запасов) и дополнительные (коммуникационные линии, подготовка театра военных действий в инженерном отношении, оборонительные линии, крепости, железные дороги);
3) операции — типы частного характера (горная и степная войны, смешанные — морские операции, оборона берегов, действия на реках);
приложения составили атласы карт и планов и целые книги отдельных исследований. Вполне выработанный и законченный труд целой жизни Леер построен на строго научных основаниях и представляет, по его скромному мнению, «сборник нескольких стратегических аксиом и теорем, уясненных логическим и историческим путем и сведенных, по возможности, в одну стройную систему». Свои труды по тактике и стратегии Леер создал после глубокого изучения литературы, главным образом иностранной, притом не только предшествовавшей (Ллойд, Жомини, Клаузевиц — как основа), но и современной, за которой внимательно следил. Военную историю он не только изучал как опору для тактики и стратегии, но и разработал многое в ней самостоятельно. Им напечатаны: «Военное дело в XVII веке», «Очерк военных действий в Турции (1877 г.)», «Иенская операция 1806 г.», «Война 1805 г.», «Конспект кампании 1815 г.», «Отечественная война 1812 г.», «Война 1813 г.», «Война 1814 г.». Все эти очерки составлены по источникам печатным, даже немногим, но ценность их заключается в превосходном критическом разборе событий с точки зрения тактики и стратегии, в чрезвычайно искусном расчленении событий, так сказать, их анатомировании, и затем применении к ним научных теоретических масштабов. Такой же характер носит и статья «Петр Великий как полководец», но здесь в особую заслугу Леера надо поставить, что он впервые ярко и доказательно выставил великое значение гения и творчества Петра как полководца. Сочинения же «Публичные лекции о войне 1870—1871 гг. между Францией и Германией», часть I (до Седана) и часть II (до конца войны), «Приговор над Базеном» имеют значения работы по первоисточникам. Дело в том, что в 1870 году, когда началась столь важная для военного дела война немцев с французами, начальник академии генерального штаба г.-л. Леонтьев захотел устроить публичные лекции о происходивших событиях. Выбор пал на Леера, да кроме него никто из профессоров и не в состоянии был бы справиться с такой трудной задачей. Пришлось разрабатывать лекции по телеграммам, газетным известиям, летучим брошюрам и т. п. материалу, так сказать, под гром выстрелов еще продолжавшейся войны, и надо удивляться необыкновенной прозорливости Леера, который, как потом оказалось, сделал фактические ошибки, сравнительно незначительные; оценка же и анализ происходившего совершенно верны. Лекции имели огромный успех; картина событий рисовалась ясно и понятно, особенно же существенными являлись выводы и заключения лектора, составлявшие настоящий вклад в науку. Сам Государь посетил лекции Леера; в награду за них он был произведен в генерал-майоры и пожалован бриллиантовым перстнем. В последующее время Леером овладевало все более и более философ. направление. Результатом явились две брошюры: «Метод военных наук» (1894) и «Коренные вопросы» (1897). В них он стремился в сжатом виде объяснить сущность своих прежних работ, выразить некоторые общие идеи и, в своей обычной манере, подкрепить все это примерами. Брошюры эти очень полезны, так как из них чуткий человек может извлечь очень многое, а некоторые исторические черты, яркие обобщения и сравнения весьма ценны. Глиноецкий в своем «Историческом очерке Николаевской академии генерального штаба», характеризуя «главного деятеля по кафедре военного искусства», говорит (страница 266): Профессор Леер служил самым полным представителем кафедры военного искусства, принимая деятельное участие во всех 3 его отделах, фактически поддерживая живую связь между ними, а в то же время увлекая слушателей своими образными чтениями. К тому же имя Леера тесно связано со всеми наиболее живыми эпизодами академической жизни. Будучи командирован в 1867 г. от ведомства военно-учебных заведений за границу, Леер привез оттуда и для академической конференции разные сведения из берлинской академии, которые возбудили у нас вопросы о новом методе изложения военно-исторических чтений, о необходимости продолжения академич. курса; внесенная же им в конференцию записка о военных поездках в Пруссии послужила началом установления и у нас полевых поездок. Новый метод изложения военно-исторических чтений практиковался в Берлине Верди-дю-Вернуа и заключался в том, что лектор очерчивал слушателям обстановку какого-нибудь воеенно-исторического события так, как она представлялась полководцу, а затем предлагал каждому слушателю принять за него решение и выразить его в форме распоряжений, исходящих из штаба. После того излагалась обстановка противной стороны, решения, принятые в действительности, и как все дело разыгрывалось; таким образом, выяснялось, насколько целесообразны решения, принятые слушателями. Этот способ чтений у нас не привился. Курс академии был изменен с 2-летнего на 3-летний — прибавлен «дополнительный» курс. Что же касается полевых поездок, то они прочно утвердились в русской армии. Отчет Леера о его заграничной командировке вообще богат по своему содержанию. В 1868 г. из него напечатаны две статьи: «Главнные характеристич. черты французской и прусской учебно-воспитательных систем сравнительно с нашей» и «Генеральный штаб и его комплектование в Пруссии и во Франции». Работоспособность Леера была изумительная; он преподавал одновременно в 3 академиях, в училищах, читал лекции Высочайшим особам, состоял для поручений при главном управлении военно-учебных заведений и членом военно-учебного комитета главного штаба. В 1872 году Леер по Высочайшему повелению был командирован для сопровождения Великого Князя Николая Константиновича во время путешествия по Италии и Австрии. После его возвращения шла речь о назначении Леера военным министром в Сербии, но он отказался. В 1874 г. он был командирован на Брюссельскую международную конференцию, где своими занятиями весьма помог председателю конференции А.Г.Жомини (сыну писателя-стратега). Перед турецкой войной 1877—1878 гг. было запрошено мнение Леера как авторитетного стратега. Он ответил весьма сжатой запиской (эта тетрадь на почтовой бумаге большого формата хранилась в делах военно-ученого комитета), в которой изложил лишь общие мысли (главная мысль — достаточное число войск сразу, лучше больше, чем меньше), не касаясь подробностей, которые следовало разработать уже технически в штабе; вероятно, вследствие этого записка Леера осталась без внимания. Часть ее Леер впоследствии развил и напечатал в 1877 г. под заглавием «Условия театра войны на Балканском полуострове для русской армии». В 1881 году к прежним обязанностям Леера прибавилось назначение его членом главного комитета по устройству и образованию войск. По существу дела он уже был и ранее его членом, так как под его редакцией и при самом деятельном его участии был издан «Устав полевой службы 1881 г.», отличавшийся полнотой и в высшей степени облегчивший армии изучение полевой службы. В 1882 году Леер временно исправлял должность начальника академии генерального штаба. В том же году он был командирован на маневры во Францию, а затем неоднократно принимал участие на маневрах русских войск в качестве посредника. В этих случаях его многозначительное слово удерживало начальников от увлечения служебной рутиной и напоминало о главном — руководящем смысле маневра. Леер организовал и редактировал 2 обширных военных издания: «Энциклопедию военных и морских наук» в 8 томах, заменившую устаревший «Военный энциклопедический лексикон» Зедделера, и «Обзор войн России от Петра Великого до наших дней» в 3 томах, послуживший руководством для изучения отечественной военной истории в русских военных училищах, где перед тем она не преподавалась; несомненно, что этим восполнился существенный пробел в занятиях офицеров. 13 августа 1889 года Леер был назначен начальником академии генерального штаба. По единодушной просьбе конференции он продолжал читать стратегию. Академией Леер управлял почти 10 лет. Это время не ознаменовалось чем-либо особенно примечательным. Может быть, уже преклонный возраст (60—70 лет) и ослабление энергии и творчества, а может быть, слабый характер, вследствие которого Леер вполне подпал под влияние лиц подчиненной ему администрации, но только личность замечательного ученого не проявила себя так, как можно было этого ожидать. В большую заслугу ему можно поставить введение отдельной кафедры истории русского военного искусства, что в сильной степени двинуло вперед разработку русской военной истории по архивным материалам и вообще по первоисточникам. В остальном попытки его реформ нельзя назвать удачными. Под влиянием своих философских занятий последнего времени Леер ввел в академический курс, и без того перегруженный излишними предметами, гуманитарные науки, такие как государственное право и психология, или предметы искусственные, такие как «тактика массовых армий». Точно так же при нем была введена «служба генерального штаба» — предмет, составленный из обрывков, позаимствованных из других военных наук, и вследствие этого, конечно, не ставший самостоятельной наукой; этот предмет уже существовал в академии в 1840-х гг. и был осужден таким знатоком дела, как Д.А.Милютин. На академических экзаменах Леер, весьма снисходительный, никогда не налегал на требование мелочного знания, вообще всего, что составляет работу одной памяти, но зато настаивал на разъяснении смысла излагаемого. В этих случаях любимым его выражением было: «Я дарю вам факт, дайте мне освещение». 6 мая 1896 года Леер был назначен членом военного совета и произведен в генералы от инфантерии, а в 1898 году оставил начальствование академией. Скончался в Санкт-Петербурге 16 апреля 1904 года. Целую жизнь боролся Леер за важное значение правильной теории, принципов, верных отправных точек для решения каждого вопроса. Сущность его учения вкратце заключается в следующем. Теория ничего не решает и решить не может. Это противно ее природе. Теория только объясняет: свойства элементов, влияние их друг на друга и сущность, природу военных явлений (операции, боя). Орудия теории военного дела те же, как и орудия всякой другой науки: классификация, индукция, дедукция и аналогия. Между методами логического мышления в теории военного дела, как и во всех опытных науках, первое место принадлежит индукции. Заключительные выводы теории являются в виде принципов, правил и норм; по отношению к практике это отнюдь не готовые решения вопросов, а лишь отправные точки (общие и частные) для правильного их решения. В то время как принципы — общие отправные точки для решения вопросов — безусловны, то есть всегда справедливы, независимо от условий оружия, времени и места, правила и нормы — частные отправные точки для решения тех же вопросов — условны, то есть справедливы только при известных условиях обстановки. Посредством принципов, правил и норм наука регулирует творчество, направляя его на путь правильных решений. Этим путем теория помогает творчеству, но не силится стать на его место, заменить его собой. Регулирующая сила науки и свобода творчества как нельзя лучше уживаются рядом. Принципы, правила и нормы только направляют творчество на путь правильных решений, облегчают первый шаг; все остальное решение уже дело творчества. Если говорят, что не дело теории давать правила и что правил для действий нет, то тут является смешение понятий; очевидно, тут разумеют правила в смысле универсал. рецептов, готовых решений на все случаи; но не об этих правилах, составляющих абсурд, говорит теория. Все, что утверждал Леер, до того азбучно, «само собою разумеется», что, казалось бы, не должно было вызывать возражений. Однако даже авторитетные в науке лица глумились иногда над «принципистикой» Леера, а один публицист поместил в распространенной газете насмешливую статью под заглавием «14 принципов». «Вы знаете, — говорил Леер, — для них теоретик значит негодяй». Как был бы Леер удовлетворен словами Льва Толстого относит-но принципов и теории: «Если истина отвлеченная есть истина, то она будет истиною и в действительности…; меня всегда удивляют часто повторяемые слова: да, это так по теории, но на практике-то как? Точно, как будто, теория — это какие-то хорошие слова, нужные для разговора, но не для того, чтобы вся практика, то есть вся деятельность неизбежно основывалась на ней». Точно так же Леер горячо ратовал за правильность военной терминологии: «Правильно называть что-либо — значит правильно понимать его». Так, Леер установил термин «стратегический резерв» — отряд, который оставляется для непосредственной обороны временного базиса. Кроме такого резерва, имеющего административное значение, других резервов в стратегии не может быть. Леер прямо говорил, что «в стратегии резервы — явление преступное», и подкреплял положение известной фразой Наполеона: «Генералы, сберегающие свежие войска ко дню, следующему за сражением, обыкновенно бывают биты». Казалось бы, вопрос исчерпан; однако еще не успел Леер сойти в могилу, как уже не только в литературе, но и в официал. языке термин оказался извращенным и стали часто называть стратегическим резервом — резерв нескольких армий, действующих в бою бок о бок одна с другой. Если тактика получает свои задачи от стратегии, то, в свою очередь, стратегия зависит от указаний политики. Леер один из первых выяснил полностью взаимные отношения политики и стратегии. В окончательном заключении следует сказать, что по значению своих работ, как военный ученый, Леер должен быть поставлен рядом с Ллойдом, Жомини и Клаузевицем. Свои лекции Лекции читал стоя, часто закрывая глаза и прохаживаясь; изложение было гладкое, очень красноречивое, образное, нередко многословное. В обращении Леер был очень обходителен и гостеприимен (Лееровские субботы), но с домашними часто раздражителен и капризен; крайне самолюбив и щепетилен. Его библиотека, тщательно составленная и не только прочитанная, но и изученная, была продана за 20 тысяч рублей. Леер был почетным членом 3 военных академий, в которых преподавал, и Санкт-Петербургского университета и членом-корреспондентом Академии наук. В 1893 году, во время празднования 35-летия его профессорской деятельности, был собран по подписке капитал (более 20 тысяч рублей) для премии его имени за лучшие сочинения по военному искусству и в особенности по тем отделам военной науки, которые разработал сам Леер. В академии существовал зал имени Леера, где находится его портрет. Избранная библиография сочинений Леера: Значение подготовки к войне вообще и подготовительных стратегических операций в особенности. Санкт-Петербург : типография В.Безобразова и К°, 1875; Война 1805 года. Аустерлицкая операция. Санкт-Петербург, 1888; Война 1805 года. Ульмская операция. Санкт-Петербург, 1887; Выяснение некоторых данных, относящихся до сложных операций массовых армий, на основании опыта осеннего похода 1813 года. Санкт-Петербург, 1889; Записки стратегии. Выпуски 1—2. Санкт-Петербург, 1877—1880 (три издания); Записки тактики для военных училищ. Санкт-Петербург, 1866; Коренные вопросы (военные этюды). Санкт-Петербург, 1897; Метод военных наук (стратегии, тактики и военной истории). Санкт-Петербург, 1894; Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. Части 1—4. Санкт-Петербург, 1885—1896; Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны. Санкт-Петербург, 1869; Очерк военных действий в Турции. Санкт-Петербург, 1878; Прикладная тактика. Выпуски 1—2. Санкт-Петербург, 1877—1880; Публичные лекции о войне 1870 г. между Францией и Германией Санкт-Петербург, 1871 (2-е издание значительно расширенное и дополненное: Санкт-Петербург, 1873); Сражение при Вёрте 6 августа 1870 г. Санкт-Петербург, 1885; Стратегия. (Тактика театра военных действий). Части 1—3. Санкт-Петербург, 1885—1889; Тактическое значение местности. Санкт-Петербург, 1878. Чинопроизводство: Кондуктор артиллерии — 19 августа 1844 года. Старшинство в чинах: Прапорщик — 13 июня 1848 года; Подпоручик — 1 февраля 1851 года; Штабс-капитан Генерального штаба — 27 марта 1855 года; Капитан Генерального штаба — 30 августа 1859 года; Подполковник Генерального штаба — 30 августа 1862 года; Полковник Генерального штаба — 30 августа 1865 года; Генерал-майор Генерального штаба — 30 августа 1875 года; Генерал-лейтенант Генерального штаба — 30 августа 1882 года; Генерал от инфантерии — 14 мая 1896 года. Награды отечественные: Орден Святого Станислава 3-й степени (1858); Орден Святой Анны 3-й степени (1861); Орден Святого Станислава 2-й степени (1863); Орден Святого Владимира 4-й степени (1867); Орден Святого Владимира 3-й степени (1869); Орден Святого Станислава 1-й степени (1873); Орден Святой Анны 1-й степени (1876); Орден Святого Владимира 2-й степени (1879); Орден Белого Орла (1889); Орден Святого Александра Невского (1894); Бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского (1898); Награды иностранные: Орден Почётного легиона большого креста (Франция, 1883); Орден Такова 1-й степени (Сербия, 1892); Орден князя Даниила I 1-й степени (Черногория, 1894); Орден Бухарской короны с бриллиантовыми украшениями (Бухара, 1898). Источники: Военная энциклопедия / Под редакией В.Ф.Новицкого и других. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915. — Том 14. — автор статьи о Леере профессор, генерального штаба генерал-лейтенант Н.А.Орлов; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. Санкт-Петербург, 1882; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1896 года; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1903 года.

 (514x699, 83Kb)
1832
Йозеф Зитек (также Йозеф фон Зитек; чешское имя -. Josef Ztek)
чешский архитектор. Родился в Праге. Й.Зитек был одним из крупнейших чешских архитекторов XIX века. Образование получил в Чешском техническом университете в Праге. Был представителем венской школы неоренессанса и поклонником позднего североитальянского Ренессанса, который в произведениях Йозефа Зитека практически всегда принимал чешские национальные черты. Й.Зитек был профессором Политехнического института в Праге и членом венской Академии изящных искусств. Представитель эклектизма в архитектуре. Автор здания Национального театра в Праге (1868-1881), строительство которого явилось одним из важнейших событий культурной жизни Чехии конца ХIХ в. Построил здание Рудольфинума в Праге (консерватория и музей художественной промышленности; 1874-1881, с соавторами), колоннаду в Карлови-Вари (1870-е гг.) и др. Умер в Праге 2 августа 1909 года. Избранные работы: 1862: Реставрационные работы в замке и дворце Бечов; 1863—1868: Новый музей (Веймар); 1865—1881: Национальный театр, Прага; 1871—1874: Мельничная колоннада, Карловы Вары; 1876—1881: Рудольфинум в Праге; около 1883: перестройка дворца Льчовице. Литература: Krtilov Е., Architekt Josef Ztek, Praha, 1954.

 (529x698, 62Kb)
1833
Николай Дмитриевич Маслов
писатель. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворян, сын действительного тайного советника, лицейского товарища А.С.Пушкина. Получил домашнее образование. С 1850 на военной службе. Первая литературная публикация Маслова — рассказ «Анна Алексеевна» (Астрахань, 1866). В повести «Затрата юных сил» (Санкт-Петербург, 1877) делается попытка психологического анализа «трудной» дружбы молодых офицеров: одного — из благополучной помещичьей семьи, др. — противоположного ему по судьбе и характеру, с детства испытавшего лишения и ущемление личного достоинства. Маслов нарочито сдержан в выражении своих общественных взглядов. Лишь в репликах его персонажей проскальзывают суждения, выдающие идейные пристрастия автора: патриотизм, осуждение западноевропейского влияния на Россию, критика либерализма, несущего разрушительное начало («теперь кличками “ретроград” и “крепостник” можно убить будущность самого благонамеренного человека»), антиеврейские настроения. Умер 30 января 1892 года.Источник: Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Москва, 1994. Том 3.

 (551x699, 56Kb)
1835
Джон Хьюлингс Джексон (John Hughlings Jackson)
английский психолог. Получил степень доктора медицины в Университет Сэйнт-Эндрю (1860). Член Королевской хирургической коллегии и обладатель диплома Королевского общества аптекарей (1856). Лектор по патологической анатомии и гистологии Лондонского врачебного медицинского колледжа (1859). Доктор медицины Университета Святого Андрея (1860). Врач Государственной больницы Куин Сквер (1862-1906). Лектор по физиологии Лондонского госпиталя (1863-1894). Член Королевского Общества (1878). Президент Отдела патологии и бактериологии Британской медицинской ассоциации (1882). Первый президент Неврологического общества (1885). Президент Офтальмологического общества (1890). Награжден Моксонской золотой медалью, Королевская коллегия терапевтов (1903). Доктор права университетов Глазго и Эдинбурга. Доктор Лидского университета, доктор медицины Университета Болоньи. Член-корреспондент Королевской академии медицины (Бельгия, 1903). Основные работы по локализации двигательных центров коры головного мозга, функции мозжечка, афазии, эпилепсии, одна из форм которой названа его именем (джэксоновская эпилепсия). Его концепции эволюции и диссолюции нервной системы оказали большое влияние на развитие эволюционной морфологии нервной системы, на учение о локализации функций в коре головного мозга, а также на понимание ряда клинических симптомов. Умер 7 октября 1911 года. Именем Джексона названа описанная им форма эпилепсии.

 (482x698, 43Kb)
1841
Павел Алексеевич Козлов
русский поэт и переводчик. Родился в дворянской семье. Воспитывался в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1860 году был принят на службу в Особую канцелярию Министерства иностранных дел. Пережил бурное увлечение гастролировавшей зарубежной актрисой, оставил службу и выехал за границу. Жил в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании. Встречался с видными деятелями науки и культуры. В 1867 году, вернувшись из-за границы, служил при варшавском генерал-губернаторе. Дрался на дуэли, был ранен. В 1868 году вновь уехал за границу. Познакомился с И.С.Тургеневым и выдающимися французскими писателями и сам стал серьёзно заниматься литературой. Вернувшись в Россию, служил при виленском генерал-губернаторе А.Л.Потапове, затем при московском генерал-губернаторе князе В.А.Долгорукове. Получил звания сначала камер-юнкера (1872), затем камергера. В последние годы жизни, уже приговорённый к смерти, страдая мучительным удушьем — следствием астмы, Козлов продолжал интересоваться литературой и диктовал сцены из намеченной им стихотворной комедии из великосветского быта. Умер в Москве 27 марта 1891 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря. Первые стихотворения пытался опубликовать в середине 1850-х годов. Дебютировал в печати переводом «Еврейских мелодий» Байрона в журнале «Библиотека для чтения» (1859; отдельное издание — Санкт-Петербург, 1860). В 1870-х годах стихотворения и, главным образом, стихотворные переводы Козлова печатались в «Заре», «Вестнике Европы», «Русском вестнике», «Огоньке», «Всемирной иллюстрации» и других периодических изданиях, а также выходили отдельными изданиями. Оригинальные стихотворения Козлова ничем особенным не выдаются, но очень музыкальны: некоторые его романсы, например, «Забыли вы…» («Глядя на луч пурпурного заката», автор музыки А.А.Оппель) приобрели большую известность. На стихотворение «Когда б я знал…» Козлов сам написал музыку (1880). В 1884 году вышло двухтомное собрание стихотворений Козлова. В переводах Козлова были изданы поэмы Альфреда де Мюссе «Ива» (1873) и «Намуна» (1884). Перевёл также трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» и «Перикл», стихотворения Юлиуша Словацкого, Владислава Сырокомли, Юзефа Залеского и других польских поэтов. Главная литературная заслуга Козлова — в его образцовых переводах Байрона («Манфред», «Дон-Жуан», «Чайльд Гарольд», первые 3 песни, и «Беппо»), помещённых первоначально в «Русской мысли». Особенно обращает на себя внимание полный перевод «Дон Жуана», сделанный замечательно близко к подлиннику и притом чисто байроновским стихом. Публика достойно оценила труд Козлова: за первым изданием (Москва, 1889) менее чем через год последовало второе. Перевод «Дон Жуана» Козлова, сделанный стихом, близким к подлиннику, долгое время оставался лучшим переводом поэмы Байрона. Литература: Бойчук, А.Г.Козлов, Павел Алексеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. — Том 3: К—М. — Страницы 8—9. — 592 страниц. — 40000 экземпляров. — ISBN 5-85270-112-2

 (438x699, 98Kb)
1842
Франсуа Эдуард Анатоль Люка (французское имя - Franois douard Anatole Lucas)
французский математик, профессор. Родился в Амьене. Работал в лицее Луи-ле-Гран в Париже. Важнейшие работы Люка относятся к теории чисел и неопределенному анализу. Считал, что с помощью машин или каких-либо приспособлений сложение удобнее производить в двоичной системе, чем в десятичной. В 1878 г. Люка дал критерий для определения того, простым или составным является число Мерсенна Mp = 2p - 1, ныне известный как тест Люка-Лемера. Применяя свой метод, Люка установил, что M127 = 2127 1 — простое число. В течение 75 лет это число оставалось наибольшим простым числом, известным науке. Оно же позволило ему определить 12-е совершенное число. Первым обратил внимание и описал свойства чисел, впоследствии названными его именем — чисел Люка. Описал свойства последовательностей, удовлетворяющих однородным линейным рекуррентным уравнениям второго порядка, частным случаем которых являются числа Фибоначчи и числа Люка. Такие последовательности теперь называются последовательностями Люка. Придумал ряд интересных задач, в том числе известную головоломку Ханойская башня. Теоремой Люка называется утверждение об остатке от деления биномиальных коэффициентов на простые числа, впервые полученная Люка в 1878 году. Умер 8 октября 1891 года.

William Henry Jackson (548x699, 148 Kb)
1843
Уильям Генри Джексон (William Henry Jackson)
знаменитый американский фотограф. Практически вся жизнь Уильяма Генри Джексона была связана с фотографией. В 12 лет мечтавший стать художником мальчуган устроился на работу ретушером в фотоателье. После Гражданской войны он некоторое работал фотографом в Ратленде (штат Вермонт), а потом уехал искать счастье на запад. Сначала молодой человек открыл фотоателье в Омахе (штат Небраска), однако работа в студии не приносила ему удовлетворения: «Портретная фотография никогда не нравилась мне, я любил фотографировать окружающие пространство с крыш домов, а позднее — с вершин холмов» — вспоминал он. Летом 1869 года Джексон стал фотографировать строительство Объединенной тихоокеанской железной дороги. Его работа привлекла внимание Фердинанда Хэйдена организующего геологическую экспедицию для исследования таинственной земли под названием Йеллоустон (Yellowstone — желтый камень). Джексона пригласили участвовать в экспедиции, и он стал первым фотографом, зафиксировавшим чудеса Йеллоустона на фотопленку. В 1872 году был открыт Йеллоустонский национальный парк — и это в немалой степени заслуга фотографий Джексона. В течение следующих нескольких лет Уильям Генри Джексон сопровождал геологические экспедиции по американскому западу. На его фотографиях американская и мировая общественность впервые увидела памятники природы, о которых ходили легенды. В 1879 году Джексон открыл коммерческое фотоателье в Денвере (штат Колорадо). Он продолжал работать для железнодорожных компаний, фотографировал природные ландшафты. В 1880-х годах популярность его была необычайно высока, газеты называли его «лучшим ландшафтным фотографом Америки». В 1890-х годах Уильям Генри Джексон, наконец, осуществил свою детскую мечту — занялся живописью. Но и фотографию, приносившую ему весьма приличный доход, он не бросал практически до самой смерти. Его карьера фотографа — с 12 до 99 лет — по всей вероятности самая продолжительная за всю историю фотографии. Умер 30 июня 1942 года. Биография принадлежит перу его сына, Кларенса С.Джексона: «Фотограф старого Запада: Уильям Г.Джексон».

 (478x699, 73Kb)
1843
Янош (Рихтер Ханс) Рихтер (Hans Richter)
венгерский дирижер. С 1871 г. дирижер оперного театра в Будапеште. В 1875-1879 гг. - Венской придворной оперы (с 1893 г. главный дирижер), в 1897-1912 гг. - "Халле-оркестра" в Манчестере. С 1912 г. дирижировал в Байрейте. Близкий друг и ученик Р.Вагнера. Руководил премьерой "Кольца нибелунга" (1876). Умер в Байрейте 5 декабря 19169 года.

 (561x699, 139Kb)
1846
Лотреамон (Lautramont; псевдоним, настоящее имя - Изидор Дюкас, Isidore Ducasse)
французский поэт. Родился в Монтевидео во французской семье. Считается, что псевдоним он позаимствовал из романа Э.Сю Латреомон. В 1866 приехал в Париж учиться, писал поэмы в прозе, полностью опубликованные лишь в 1890 под названием Песни Мальдорора (Les Chants de Maldoror). Мальдорор – демонический персонаж, исполненный ненависти к человечеству и к Богу и благоговейной любви к океану, крови, осьминогам и жабам. Сюрреалисты считали Лотреамона величайшим французским поэтом, затмевающим даже А.Рембо. В 1870 была опубликована еще одна его работа – Стихотворения. Предисловие к будущей книге (Posies. Prface un livre futur), состоящая из ряда парадоксальных суждений о литературе. Наследие Лотреамона парадоксально двойственно. С той же силой и убеждённостью, с какими он вначале в поэме «Песни Мальдорора» (1868-69) воспел неистовый бунт против моральных и социальных устоев современного общества, он затем в сборнике "Стихотворения. Предисловие к будущей книге" (1870) перечеркнул все болезненные, с его точки зрения, излишества европейского романтизма. Второе произведение написано уже не в форме законченных стихотворений в прозе, объединённых героем и интригой "чёрного" романа ужасов, а в форме броских афоризмов; здесь Лотреамон воспел добро, безграничную веру в силы человека и в его будущее. Заново "открытые" в 20 в. сюрреалистами оба произведения Лотреамона предвосхищают трагические метания западно-европейской поэзии от символизма до футуризма. От Лотреамона идёт не только модернистская, но и реалистическая традиция современной французской поэзии. Умер в Париже 24 ноября 1870 года.

 (699x667, 148Kb)
1846
Рауль Пьер Пикте (Raoul-Pierre Pictet)
швейцарский физик. Родился в Женеве. Учился в Женевском университете (1868-1870), затем в Берлине и Париже. В 1870 вернулся в Женеву и занялся экспериментами в области физики низких температур. В 1879-1886 гг. возглавлял кафедру в Женевском университете. В 1886 г. основал в Берлине промышленную исследовательскую лабораторию. Затем жил в Париже. Научные исследования в области сжижения газов и изучения низкотемпературных явлений. Разработал "каскадный" метод сжижения газов и почти одновременно с французским инженером К.Кальете впервые получил (1877) жидкий кислород при давлении 320 атм и температуре —140 °С, достигнутой при использовании сернистой и угольной кислот. В дальнейшем ожижил также воздух, азот, водород и углекислый газ. Работал над созданием рефрижераторных систем. Умер 27 июля 1929 года.


KГЎroly Zipernowsky (529x700, 210Kb)
1853
Карой Циперновский (Kroly Zipernowsky)
венгерский изобретатель в области электротехники, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (1893 г.), председатель Союза венгерских электротехников (1905 г.). Родился в Вене. В 1878 г. получил диплом об окончании высшей технической школы в Будапеште (с 1893 г. — профессор там же). С 1878 г. — руководитель электротехнического отделения машино-строительной фирмы "Ганц и К°". Совместно с М.Дери разработал систему распределения однофазного переменного тока с использованием параллельного включения первичных обмоток индукционных аппаратов. Умер в Будапеште 29 ноября 1942 года.

Remy de Gourmont (700x543, 55Kb)
1858
Реми де Гурмон (французское имя - Remy de Gourmont)
французский писатель, эссеист, художественный критик. Родился в городе Базош-о-Ульм, Орн, Нижняя Нормандия. Из старинного аристократического семейства, одна из ветвей которого с XVI в. обосновалась в Париже, ее представители занимались изданием и продажей книг. Блестяще закончил лицей в Кутансе. Учился праву в Кане, с 1879 обосновался в Париже. Служил в Национальной библиотеке, начал печататься в журналах, публиковал научно-популярные книги на исторические темы. Его подругой и музой с 1886 стала известная демимонденка Берта де Курьер, он изобразил ее в нескольких произведениях, вел с ней страстную переписку. Подружился с Вилье де Лиль-Аданом, посвятил ему роман Сикстина (1890, прототипом заглавной героини была Берта де Курьер), познакомился с Гюисмансом, посещал «понедельники» Малларме. Стал одним из основателей журнала и издательства Меркюр де Франс, где сотрудничал до конца жизни, вошел в круг Рашильд. После анти-националистической статьи «Игрушечный патриотизм» (1891), написанной с симпатией к немецкой культуре и вызвавшей шумную полемику в прессе, был уволен из Национальной библиотеки, для него — несмотря на поддержку авторитетного Октава Мирбо — надолго закрылись страницы многих печатных изданий (через три года страну расколет дело Дрейфуса). Заболел волчанкой, изуродовавшей его внешность и заставившей затвориться в собственной квартире, откуда он ненадолго выходил только в редакцию Меркюр де Франс и раз в год выезжал на несколько недель в Кутанс. Писателю остались только книги и творчество. В 1910 он познакомился с Натали Барни, страстно влюбился в нее, посвятил ей Письма к Амазонке (1914). Начал вместе с ней выходить из дома, отправился поездку по Нормандии. Но болезнь прогрессировала, последний удар ему нанесла война: большинство друзей ушли на фронт, редакция Меркюр на год закрылась. Умер в Париже от кровоизлияния в мозг 27 сентября 1915 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Оставил обширное литературное наследие, во многом не изданное при жизни. Кроме нескольких книг стихов, многочисленных романов и новелл, драматических произведений, его составляют тома эссеистики, литературной критики и художественной хроники. Самым известным его сочинением стал сборник литературных портретов деятелей символистского движения Книга масок (1898, с гравюрами Ф.Валлотона, многократно переиздавалась). Афоризмы и эпиграммы Реми де Гурмона расходились по устам, его суждения о современном искус

Просмотров: 624 | Добавил: yoppow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz